Отчет-2017: Ситуация с антисемитизмом в России

Публикуем ежегодный отчет по исследованию уровня антисемитизма в России, сделанный аналитическим центром "Сова" по заказу Российского еврейского конгресса. Уровень антисемитского насилия в 2017 году был ниже, однако уровень антисемитизма в медиапространстве возрос.

Проявления антисемитизма в 2017 году

Уровень антисемитского насилия в 2017 году был ниже, чем в 2016, однако уровень антисемитизма в медиапространстве по сравнению с предыдущим годом возрос. Произошло это благодаря увеличению числа публичных антисемитских заявлений со стороны влиятельных общественных деятелей. Причем эти заявления, в отличие от предыдущих лет, не были связаны с темами противостояния с Украиной и с Западом. Мы вынуждены констатировать, что легитимация антисемитизма в публичном пространстве, о возможности которой мы говорили в предыдущих докладах, к сожалению, уже происходит.

Акты насилия и вандализма

Уровень антисемитского насилия был существенно ниже, чем в 2016 году. В течение года мы не зафиксировали ни одного нападения на антисемитской почве (в 2016 году – 5).

Акт антисемитского вандализма нам известен только один (в 2016 году – 5): в сентябре неизвестный бросил несколько бутылок с зажигательной смесью в здание Федерации еврейских общин России, в результате чего фасад здания получил повреждения, но пожара не произошло. ФЕОР не стала сообщать об инциденте в полицию, видимо, потому что сочла причиненный урон столь незначительным.

Однако нам известны два инцидента, где присутствовал антисемитский мотив. В феврале стало известно о злоумышленнике, в течение года забрасывавшем электронную почту Московской еврейской религиозной общины антисемитскими посланиями. Экспертиза подтвердила, что письма содержат угрозы насилия по отношению к евреям. Полиция ведет поиск автора писем.

В феврале страдающий психическим расстройством житель Москвы, несколько дней публиковавший в соцсетях антисемитские сообщения, в том числе о том, что его преследует «сионистское лобби», а сам он выпорол свою дочь, изгоняя из нее «сионистского беса», затем в течение нескольких часов удерживал в заложниках собственную семью, после чего выпрыгнул из окна.

Кроме того, антисемитизм мог быть одним из мотивов апрельского нападения вандалов на Смоленское кладбище в Петербурге, где было разрушено около 30 надгробий. Среди пострадавших – памятники на могилах спортивного журналиста Михаила Эстерлиса и его жены. Сын М. Эстерлиса не исключает, что поводом для погрома могла стать «неправильная» фамилия его родителей. Свидетели сообщили о нацистских выкриках во время погрома. В январе 2018 года Василеостровский районный суд начал рассмотрение дела погромщиков, среди которых оказались члены праворадикальных группировок. Они обвиняются по ст. 244 УК РФ (надругательство над телами умерших и местами их захоронения), но мотив ненависти в обвинении отсутствует.

Антисемитизм в публичной сфере

Лояльное отношение к публичным проявлениям антисемитизма в предыдущие два года, как мы и предвидели, привело к легализации антисемитизма в публичной сфере. В течение года целый ряд высокопоставленных политиков и общественных деятелей допустили публичные антисемитские высказывания. И если раньше публичные проявления антисемитизма случались в основном при обсуждении ситуации на Украине, то теперь круг тем, в связи с которыми можно ожидать антисемитских заявлений, значительно расширился.

В начале года два депутата Госдумы допустили такие высказывания, комментируя ситуацию вокруг обсуждавшейся передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви. В обоих случаях упоминалось еврейское происхождение противников передачи. Вице-спикер Госдумы от «Единой России» Петр Толстой заявил об «удивительном парадоксе»: «Люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек»1. Депутат от той же партии Виталий Милонов аналогичным образом упомянул происхождение организаторов протестов, в частности, депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга Бориса Вишневского и Максима Резника: «Христиане выжили, несмотря на то, что предки Бориса Лазаревича Вишневского и Максима Львовича Резника варили нас в котлах и отдавали на растерзание зверям»2.

Как часто происходило и раньше, никакие дисциплинарные меры в отношении авторов обоих заявлений приняты не были. У В. Милонова комиссия Госдумы по вопросам депутатской этики запросила объяснения по поводу его высказывания. После этого он принес извинения, которые, впрочем, Б. Вишневский не принял. У П. Толстого никто объяснений не требовал. Напротив, председатель Госдумы Вячеслав Володин назвал обвинения Толстого в антисемитизме «недопустимыми» и отметил, что термин «черта оседлости» «применялся к каторжанам, потом каторжане стали занимать руководящие должности во время революции»3.

Еще два политика сделали антисемитские заявления по другим поводам. В феврале депутат от ЛДПР Иван Сухарев последовал популярной среди антисемитов традиции отождествлять все происходившее в первые советские годы с Троцким. Он заявил, что праздник 23 февраля «достался нам в наследство от наркомвоенмора Льва Троцкого и не является русским национальным праздником», поэтому чествовать защитников Отечества лучше 29 августа – в день памяти русского воинства в Российской империи. А заместитель председателя ЦК партии «Коммунисты России» Сергей Малинкович в январе посоветовал главному раввину России (ФЕОР) Берлу Лазару «вести себя поскромнее», пригрозив, что иначе «влиятельные общественные силы <…> могут потребовать лишить раввина духовного сана за вмешательство в светскую проблематику»4. Поводом для такого высказывания стало интервью раввина «Интерфаксу», в котором он, в частности, заявил, что Ленин и Сталин – «люди, залившие страну кровью и попытавшиеся заменить веру в Бога культом обожествленных вождей», и призвал захоронить тело Ленина. «Такие заявления уместны в Израиле, но не в России», - сказал С. Малинкович.

Министр культуры РФ Владимир Мединский, выступая с лекцией в рамках ноябрьского Санкт-Петербургского международного форума, не осудил явный антисемитский выпад одного из слушателей. На его вопрос, не стоит ли распространить понятие «иностранного агента» на деятелей культуры с последующим выселением их «за черту оседлости», министр ответил: «Позвольте я промолчу».

Неожиданно поводом для многочисленных антисемитских заявлений стала премьера фильма Алексея Учителя «Матильда», повествующего о романе Николая II с балериной Матильдой Кшесинской. Задолго до премьеры многие православные заявили об оскорблении своих религиозных чувств в связи с «клеветой» на канонизированного РПЦ царя. В ходе дискуссии вокруг фильма не раз упоминалась популярная в консервативных православных кругах антисемитская версия о «ритуальном» убийстве царя. И если отсылку к этой версии на устраивавшихся «православными активистами» в разных регионах акциях протеста против фильма можно считать естественным явлением, то обсуждение ее далеко не маргинальными политическими деятелями и медиа-персонами нельзя не упомянуть как весьма неприятный симптом.

В марте депутат Думы от правящей партии и бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская сообщила о ритуальном характере этого убийства в программе «Наша страна» телеканала «Царьград»: «Это преступление, страшное ритуальное убийство. И об этом многие боятся говорить. Но все понимают, что это случилось. <…> Дай Бог, чтобы у наших людей появилось много смелости, мудрости для того, чтобы это признать и принять»5.

В сентябре актер Василий Ливанов заявил в интервью, что после появления фильма Учителя версия о ритуальном убийстве царской семьи «кажется правдоподобной». Интервью актера малоизвестной широкой публике «патриотической» газете «Слово», редактором которой является бывший работник ЦК КПСС Виктор Линник, републиковали еще несколько изданий, растиражировав и этот антисемитский пассаж.

27 ноября 2017 года старший следователь по особо важным делам Следственного Комитета РФ Марина Молодцова, выступая в Сретенском монастыре Москвы на конференции «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия», заявила, что СК планирует назначить психолого-историческую экспертизу, чтобы выяснить, не было ли убийство царской семьи в 1918 году ритуальным. Таким образом антисемитская версия, считавшаяся до сих пор сомнительной даже в православной среде, получила официальную поддержку со стороны правоохранительных органов.

Общественное возмущение, последовавшее после заявления представителя СК, вынудило сторонников легитимации этой версии объясняться. Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), под патронатом которого и состоялась конференция, на которой было сделано упомянутое заявление, пояснил, что имелось в виду подтверждение на государственном уровне того факта, что «в подвале Ипатьевского дома убит был Царь, а не «гражданин», что убийцы в том и видели смысл своих действий, чтобы навсегда покончить с русской православной монархией как средоточием тех духовных сил, которые, по святоотеческому учению, противостоят мировому злу во всех его формах»6. Об антисемитском контексте, по его словам, речь не шла, поскольку «мифологию «кровавого навета» даже внешние обстоятельства убийства ничем не напоминают».

Его мысль на страницах «Комсомольской правды» развил Егор Холмогоров, утверждавший, что упреки в антисемитизме были спровоцированы «представителями традиционной конфессии России – иудаизма» и «либеральными журналистами», «которые спутали (или сделали вид, что спутали) две совершенно разные вещи - «ритуальное убийство», то есть убийство с религиозными, мистическими мотивами и использованием ритуалов и символики, и «кровавый навет» - то есть средневековый миф о режущих на Пасху христианских младенцев раввинах». Действия журналистов и «раввинов» он назвал «нехитрой разводкой»7.

Однако наличие антисемитского мотива в «ритуальной» версии убийства семьи Романовых было очевидно всем, кто хоть немного следил за бытованием этого сюжета в консервативных православных кругах. Это отметил в своем комментарии и президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер: «Русская православная церковь не просто принимает участие в этом расследовании. Она является инициатором. Не исключено, что это связано с антисемитизмом» 8. Он предложил включить в экспертный совет по изучению версии ритуального убийства, не только православных, но и представителей других религий. Кроме того, он предложил включить в этот совет представителей КПРФ, раз речь, как уверяет епископ Тихон, идет о неких ритуалах большевиков.

Помимо этого, в федеральных и региональных СМИ, как и раньше, встречались антисемитские высказывания и по другим поводам. Например, в одной из ноябрьских передач телеканала «Россия-1» «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» ее ведущий, рассуждая об отсутствии положительных последствий событий октября 1917, заметил, обращаясь к Жириновскому, что если бы не октябрьский переворот, они бы оба «так и были в черте оседлости». На что Жириновский привычно ответил: «У меня мать русская».

Несколько лет лидировавшая в нашем антирейтинге «Комсомольская правда» продолжила отмеченную нами годом ранее тенденцию к снижению числа антисемитских публикаций, но не отказалась от них вовсе. В октябре газета опубликовала интервью с советником ректора Московского педагогического государственного университета Евгением Спицыным, рассуждавшим о выступлении Сталина на XIX съезде ВКП(б) в 1952 году. Историк оправдал антисемитскую кампанию Сталина необходимостью борьбы с зарождающимся глобализмом. По его словам, кампания была направлена «против носителей идеи глобализации или мондиализма, выступавших с позиции отрицания суверенитета, создания мирового правительства». Обвинения же Сталина в антисемитизме, по словам историка, вызваны тем, что «прежде всего носителями идей мондиализма явились представители еврейской интеллигенции». 

«Эхо Москвы» благодаря его ведущему Максиму Шевченко стало одним из главных поставщиков антисемитских высказываний. Так, общественное возмущение, возникшее после упомянутого выше выступления П. Толстого, журналист назвал спланированной внешнеполитической акцией, «атакой» и «угрозой нашей стране со стороны израильского лобби». В августе в программе «Особое мнение» он заявил, что антисемитская угроза от общества «Память», была в свое время сфальсифицирована евреями. Для этого М. Шевченко перенес единичное «дело Норинского» на всю ситуацию того времени: «Потом выяснилось, что листовки, которые угрожали евреям всякими бранными словами, рассылал некий еврей-интеллигент, который сказал, когда его поймали, он сказал: «Я это делал, чтобы обратить внимание на угрозу фашизма»»9. В декабре в программе «Грани недели», комментируя суд над сотрудником гестапо Адольфом Эйхманом, отвечавшим за «окончательное решение еврейского вопроса», Шевченко признал, что считает его преступником, однако уточнил, что считает его виновным «не в гибели евреев, а виновен в том, что он был членом партии, которая убила 27 млн советских граждан. И я не отделяю, знаете ли, евреев от советских граждан».

М. Шевченко транслировал свои антисемитские взгляды не только в радиоэфире. В июле на своей странице в Фейсбуке, имеющей большое число подписчиков, он, реагируя на смерть блогера и основателя многих интернет-проектов Антона Носика, намекнул на «засилье евреев» в Рунете: «Все залито слезами и соплями скорби (и это свидетельствует о том, кому принадлежит так называемый "русский интернет")»10.

Региональные издания тоже иногда публиковали антисемитские материалы. Например, газета Калининградского отделения КПРФ «Калининградская искра» в январе аннотировала роман главного редактора газеты «Завтра» Александра Проханова «Востоковед», обильно процитировав антисемитские фразы оттуда. В частности, была приведена фраза одного из героев: «Европа – это рыба, у которой евреи выклевывают глаза, печень, сердце… послевоенный пепел Германии закопали, залили бетоном, а сверху поставили синагогу»11. Автор рецензии не только не критиковал изложенные тезисы, но полностью с ними солидаризировался, назвав книгу «великолепным триллером». Это позволяет сделать вывод, что редакция газеты разделяет взгляды Проханова.

А вот радиостанция «Серебряный дождь» сама стала объектом антисемитских нападок. В декабре шквал антисемитских сообщений вызвало появление на радиостанции ведущего-иудея. После того, как 16-летний дебютант Григорий Чернозатонский в эфире сослался на разрешение раввина работать в Шаббат, редакция получила сотни смс с содержанием от «вали обратно к своему ребе» до «мне неинтересно, чем живет твоя жидовская семья».

Несколько случаев публичных проявлений антисемитизма были отмечены и вне масс-медиа, при этом, как минимум, дважды виновные понесли наказание. В мае фанаты «Спартака» на футбольном матче с «Томью» вывесили портрет музыканта Сергея Шнурова в образе еврея (с пейсами), сопроводив его баннером с таким текстом:

«Водил меня Серега
Однажды в синагогу.
Бомжей там было много,
А Миллер был один.
И в этой синагоге
Он прошептал с порога,
Чтоб на Спартак арене
Мы спели про Зенит!» (орфография и пунктуация авторов сохранены)

Таким образом инициаторы акции решили высмеять Шнурова, «показав его хитрым, смазливым жидом»12, за то, что он пообещал спеть песню про «Зенит» на стадионе «Спартака». Российский футбольный союз наказал «Спартак» за вывешивание несогласованного баннера на 25 тыс. рублей.

Меры были приняты и к создателям некорректного рекламного ролика самарской «Корпорации Кошелев», жалобы на который появились еще в 2016 году. Областное УФАС решило завести административные дела за нарушение рекламного законодательства на АО «Кошелев-проект Самара» - заказчика ролика, транслировавшегося по местному телевидению и радио. В ролике использовался образ некоего Якова Моисеевича, которому предлагали не платить за съемную квартиру, а покупать ее. Многие зрители и радиослушатели сочли ролик антисемитским.

Кроме того, антисемитские лозунги, как и раньше, звучали на акциях националистов. В частности, 29 апреля на шествии и митинге «За народный суд над олигархами и коррупционерами» в Москве экс-депутат Госдумы от ЛДПР Николай Курьянович жаловался со сцены на «сионистские СМИ», игнорирующие русские патриотические мероприятия. А ветеран праворадикального движения Александр Иванов-Сухаревский пожелал смерти «всем спустившимся с гор и вылезшим из синагог». 4 ноября, в день народного единства, на митинге после «Русского национального марша» в Москве тот же Курьянович представил вдову Льва Рохлина Елену Рохлину как «настоящего правозащитника», в отличие от других правозащитников, защищающую не только «своих сионистов».

Наконец, важным и непривычным проявлением антисемитизма можно считать мартовское решение Центрального районного суда Сочи о признании экстремистскими материалами романа «Насильно крещеные» Маркуса Лемана, раввина, писателя и общественного деятеля XIX века, и статьи «Святость Земли Израиля» Зои Копельман, переводчика и специалиста по связям еврейской и русской культур. Роман посвящен судьбе проживавших в XIV веке на территории Польши и Литвы евреев и дискриминации, которой они подвергались. Статья Зои Копельман является научно-популярным изложением представлений об Израиле как святой земле в иудаизме. Запрет этих материалов как экстремистских мы расцениваем как необоснованный, поскольку представления о миссии еврейского народа и о святости земли Израиля не могут рассматриваться как свидетельство ненависти к другим религиям. Тем более не стоит считать таковым написанное более века назад художественное осмысление дискриминации евреев в средневековье.

Правоприменительная практика

Количество известных нам приговоров, правомерно вынесенных в 2017 году за пропаганду ненависти, немного выросло по сравнению с 2016 годом: 268 против 255. Из них минимум 24 было вынесено за пропаганду антисемитизма, в подавляющем большинстве случаев – в сочетании с другими видами ксенофобии. Это заметно больше, чем годом ранее (13 приговоров), однако мы не можем с уверенностью сказать, вызвано это активизацией противодействия антисемитизму или особенностями публикации информации о приговорах за пропаганду ненависти. Как мы уже отмечали раньше, правоохранительные органы в таких случаях редко сообщают, за что именно выносится приговор. Вероятно, приговоров за пропаганду антисемитизма было вынесено больше, чем мы знаем.

Из известных нам 24 приговоров большая часть, как и раньше, касалась пропаганды в интернете. Исключением стали два приговора, вынесенные за содеянное «оффлайн».

Октябрьский районный суд Архангельска в апреле признал двух музыкантов, в 2015 году исполнивших антисемитскую песню в одном из музыкальных клубов, виновными по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти) и приговорил их к двум годам и двум месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком один год.

В декабре Тверской районный суд Москвы направил на принудительное лечение 49-летнего резчика по дереву Михаила Болденкова, признанного виновным по той же статье за одиночный пикет с плакатом «Отец небесный уничтожит жидов-сатанистов» и раздачу листовок «Последнее предупреждение народу Израиля (Во избежание гнева Божьего, будьте благоразумны!)».

По сравнению с предыдущим годом выросло и число случаев, когда пропаганда антисемитизма наказывалась реальными сроками лишения свободы: 5 случаев, в 2016 - 1. К самому большому сроку, 3 годам 7 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима, был приговорен житель поселка Водный Республики Коми. В ноябре Ухтинский городской суд признал его виновным по ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей) и ч. 1 ст. 282 УК за то, что в 2014-2015 годах он, отбывая наказание в колонии за другое преступление, опубликовал несколько ксенофобных материалов «ВКонтакте». Кроме того, суд лишил его на три года права заниматься профессиональной деятельностью с использованием Интернета.

Почти к такому же наказанию, 3 годам 2 месяцам 29 дням колонии строгого режима с запретом заниматься журналисткой и редакционной деятельностью в средствах массовой информации сроком на три года, по тем же статьям в августе был приговорен житель Сыктывкара. Он также уже отбывал наказание за другое преступление и был дополнительно наказан за антисемитские публикации «ВКонтакте».

По 1,5 года колонии за антисемитские публикации получили по ст. 282 два известных националиста со стажем. В мае Дорогомиловский районный суд Москвы приговорил к такому наказанию лидера движения «ПараБеллум» и активиста Народного ополчения России Юрия Екишева. А в августе Приволжский окружной военный суд – лидера этого движения НОМП, полковника ГРУ в отставке Владимира Квачкова, уже отбывающего наказание в колонии.

Кроме того, житель Ростова-на-Дону в сентябре был приговорен по той же статье к 8 месяцам колонии общего режима за публикацию «ВКонтакте» материалов, направленных против евреев, арабов и выходцев с Кавказа.

В остальных случаях подобные преступления карались условным сроком штрафами или обязательными работами.

К наказанию в виде условного срока лишения свободы за антисемитизм были приговорены 9 граждан сроком на один-два года. Так, например, житель Горно-Алтайска за публикацию аудиозаписи, призывающей «к совершению насильственных действий в отношении евреев», был приговорен в мае по ч. 2 ст. 280 УК к году лишения свободы условно с испытательным сроком один год.

Самый большой штраф за антисемитские публикации был назначен жителю Екатеринбурга: в марте Кировский районный суд города оштрафовал его на 100 тыс. рублей все по той же ст. 282. Житель Кирово-Чепецка в июле по этой же статье был оштрафован на чуть меньшую сумму, 90 тыс. рублей, за публикации, направленные против выходцев с Кавказа, евреев и чернокожих. В остальных случаях сумма штрафа колебалась от 15 до 60 тыс. рублей.

К обязательным работам были приговорены не менее трех человек. Наиболее строгое наказание было применено в сентябре к жителю города Оса Пермского края, который по ст. 282 был приговорен к 9 месяцам исправительных работ с удержанием 15% заработка в доход государства. Поводом послужила публикация в соцсети «изображения фашистских лидеров с текстом, унижающим национальное достоинство народов Кавказа, Средней Азии и евреев»13.

Отметим также, что в отношении пермского журналиста и активиста Романа Юшкова в августе было возбуждено дело по ч. 1 ст. 282 УК и ч. 1 ст. 354.1 УК. Дело было возбуждено за републикацию в Facebook ссылки на статью националиста Антона Благина «Евреи! Верните немцам деньги за мошенничество с Holocaust six millions jews!» Это дело стало третьим делом против Юшкова за год, а в октябре против него было возбуждено четвертое дело по ст. 282, и все четыре дела были объединены в одно. Поводом для возбуждения каждого из этих дел стала публикация ксенофобных материалов, но лишь в упомянутом выше случае речь шла об антисемитизме.

***

1 Вице-спикер Госдумы, доказывая необходимость передачи Исаакия Церкви, допустил антисемитское высказывание // Newsru.com. 2017. 23 января. [http://www.newsru.com/religy/23jan2017/tolst.html]

2 Милонов: предки Вишневского и Резника варили христиан в котлах // MR7.ru. 2017. 12 февраля. [http://mr7.ru/articles/152190/]

3 Володин прокомментировал слова Толстого о "выскочивших из-за черты оседлости" // Интерфакс. 2017. 24 января.[http://www.interfax.ru/russia/546743]

4 Коммунисты подвергли главного раввина России резкой критике // Сайт КП Ленинградской области. 2017. 4 января.[http://kplo.ru/content/view/3997]

5 Наталья Поклонская: Алексей Учитель не идет на диалог // Царьград-ТВ. 2017. 4 марта. [http://tsargrad.tv/articles/natalja-poklonskaja-aleksej-uchitel-ne-idet-na-dialog_51899]

6 Холмогоров Е. Расстрел гражданина Романова или все же ритуальное цареубийство? // Комсомольская правда. 2017. 30 ноября. [https://www.stav.kp.ru/daily/26763/3795347/]

7 Там же.

8 Раввины захотели приобщиться к делу о ритуальном убийстве Романовых // Lenta.ru. 2018. 29 ноября. [https://lenta.ru/news/2017/11/29/ravvins/]

9 «Особое мнение» с Максимом Шевченко // Эхо Москвы. 2017. 31 августа.[ http://echo.msk.ru/programs/personalno/2046498-echo/#mmread]

10 Умер Антон Носик… // Фейсбук Максима Шевченко. 2017. 9 июля. [https://www.facebook.com/shevchenko.maxim.leonardovich/posts/1385416351535648?pnref=story]

11 Ревин И. Арабская вязь Проханова // Калининградская искра. 2017. № 226 (январь).

12 Сайт болельщиков ФК «Спартак».

13 В Осинском районе местный житель признан виновным в преступлении экстремистского характера с использованием сети Интернет. Следственное управление призывает к бдительности // Официальный сайт СУ СК РФ по Пермскому краю. 2017. 11 сентября. [http://perm.sledcom.ru/news/item/1163113/]

Новости

Отчет 2018: уровень антисемитизма в России за первое полугодие 2018г.

Публикуем отчет по исследованию уровня антисемитизма в России за первое полугодие 2018г., сделанный информационно-аналитическим центром "СОВА" по заказу Российского еврейского конгресса.

01 августа, 01:17

Отчет-2017: Ситуация с антисемитизмом в России

Публикуем ежегодный отчет по исследованию уровня антисемитизма в России, сделанный аналитическим центром "Сова" по заказу Российского еврейского конгресса. Уровень антисемитского насилия в 2017 году был ниже, однако уровень антисемитизма в медиапространстве возрос.

27 марта, 22:13

В Новокузнецке вандалы перепутали армянский алфавит с еврейским

В Новокузнецке Кемеровской области вандалы перепутали армянский алфавит с еврейским и нарисовали свастику на памятнике русско-армянской дружбы. Памятник представляет собой развернутую книгу, на одной странице котор...

28 февраля, 00:36